Сегодня 9 декабря 2021 года


Кумовство, раскол, оклад в полмиллиона и суд с известным журналистом: всё о скандалах вокруг Кубанского казачьего хора

Кумовство, раскол, оклад в полмиллиона и суд с известным журналистом: всё о скандалах вокруг Кубанского казачьего хора

Руководитель государственного творческого коллектива Виктор Захарченко самовольно решил избавиться от танцевальной части ККХ.

Старейший творческий коллектив России — Кубанский казачий хор (ККХ) — последние недели раздирают грандиозные скандалы. Все они связаны с личностью лидера хора Виктора Захарченко, которого винят в создании семейного бизнеса на базе бюджетной организации. Руководящие посты в ККХ занимают родственники маэстро, получающие оклады по полмиллиона рублей.

А неделю назад, вдобавок к обвинениям в вождизме, религиозном доктринёрстве и кумовстве Захарченко добавился еще судебный иск от медиапроекта «Редакция», автором которого является известный журналист Алексей Пивоваров.

Ранее молчавшие артисты, возмущенные порядками в коллективе и перспективой его распада, начали вслух говорить о «семейности» государственного учреждения. Внутри ККХ возникли противоборствующие кланы – за и против Захарченко.

 В причинах раскола и других проблемах хора, который существует уже более 200 лет, разобрались корреспонденты «Блокнота».

Кубанский казачий хор, хоть и называется хором, состоит из трех сущностей: песенной, танцевальной и оркестровой. Яблоком раздора стал танцевальный коллектив, против которого ополчился художественный руководитель Виктор Захарченко. Позиция Захарченко такова: Кубанский казачий хор создавался как войсковой и никогда не был развлекательным. А раз предки занимались только духовно-нравственным и патриотическим воспитанием, то и потомкам следует действовать только так. И никаких плясок.

Кумовство, раскол, оклад в полмиллиона и суд с известным журналистом: всё о скандалах вокруг Кубанского казачьего хора

Фото: Кубанский казачий хор (ВКонтакте)

Захарченко не учитывает тот факт, что танцы с шашками – неотъемлемая часть казачьей культуры Кубани. И человеческая душа требует не только песен, но и танцев. Увлеченный религией Захарченко на летнем собрании всего коллектива, в присутствии танцоров, с отсылками к Библии провозгласил, что мужчине не подобает танцевать, якобы танцы отвлекают человека от служения Богу. Сами артисты сообщают, что в течение многих лет руководитель говорил им: «танцы от беса». На собрании также находился батюшка, который потом, взяв кропило и святую воду, начал освящать всех участников коллектива, включая мусульман, сообщает «Блокнот Краснодар».

Кумовство, раскол, оклад в полмиллиона и суд с известным журналистом: всё о скандалах вокруг Кубанского казачьего хора

Виктор Захарченко-старший

Артисты жалуются, что руководство хора не обращает внимание ни на что: ни на мнение зрителей, которые в корне не согласны с разделением коллектива, ни на мнение их самих. Годами коллектив слаженно работал вместе, и это было удобно всем: и танцорам, потому что у них нет своей программы, и вокалистам хора, потому что, благодаря танцевальным номерам, они отдыхали. Они друг друга взаимно дополняли, при этом сам хор уже давно стал развлекательным. Вернуть его к истокам, когда он был военным, в современном мире чревато потерей аудитории. Кроме того, поклонники отмечают, что репертуар уже давно перестал быть истинно народным и аутентичным, теперь там большая часть — песни самого маэстро Захарченко, а концерты стали похожи на его личные авторские вечера, на которых зрителям, кроме песен, приходится выслушивать речи о религии и лекции по истории. Может быть, это и неплохо для увлекающихся, но люди то шли слушать песни.

Кубанский казачий хор в течение нескольких лет получал Президентский грант: в 2012 году ему выделили 25 млн рублей, в 2016 — 46 млн рублей, а в 2017 — 59 млн рублей. Важно: грант выделялся на весь коллектив — хор, балет и оркестр. После выхода танцоров из коллектива они лишатся всех «надбавок» к зарплате за счет гранта.  

На происходящее не реагирует ни администрация края, ни министерство культуры. В первый день, когда всплыла информация о делении коллектива, минкульт выпустил заявление, что они обеспокоены ситуацией и не поддерживают решение худрука. Но никаких действий не предпринято и спустя неделю, в течение которой публиковалась информация об этом. Руководство Кубанского казачьего хора в лице первого замгендиректора ККХ, ознакомило артистов танцевальной группы с приказом об организационно-штатных изменениях.

Кумовство, раскол, оклад в полмиллиона и суд с известным журналистом: всё о скандалах вокруг Кубанского казачьего хора

Однако на бумагах отсутствует присвоенный номер, дата его издания и подписи руководителей. В тексте говорится о реорганизации государственного ККХ «путём выделения танцевальной группы в самостоятельное структурное подразделение — «государственный ансамбль танца „Кубанские казаки“». Это решение руководство хора приняло без распоряжения министерства культуры. То есть, другими словами, Захарченко самостоятельно принял решение о создании государственного коллектива. При этом «Блокноту Краснодар» сообщили, что по уставу такие распоряжения имеет право давать только генеральный директор, а не его заместитель.

Кумовство, раскол, оклад в полмиллиона и суд с известным журналистом: всё о скандалах вокруг Кубанского казачьего хора

Виктор Захарченко-младший. Фото: Кубанский казачий хор (ВКонтакте)

Первый заместитель гендиректора Виктор Захарченко (который является внуком Захарченко-старшего) прокомментировал федеральным СМИ ситуацию с ККХ. По словам Захарченко, министерство края видит лишь отрицательные моменты, «не рассматривая его возможный положительный эффект». На вопрос корреспондента «Блокнот Краснодар» о судьбе гранта в отношении танцоров, Захарченко ответил, что «грант будет заменён стимулирующей выплатой», а отделение танцгруппы позволит коллективу развиваться за счёт проведения сольных программ, «на которые также планируется получать дополнительные государственные задания». При всём этом танцоры останутся полноправной частью общего коллектива ККХ, но в общей программе танцевальных номеров будет не более двух-трёх. Развитие группы будет исключительно за счёт сольной программы, которой по факту нет. 

Родственники не сходятся в своих показаниях. Внук Захарченко, желая успокоить народ, писал огромные посты, где уходил от сути конфликта. И по факту танцевальный коллектив всё также хотят лишить президентского гранта, хотя он выдавался на весь ККХ: хор, оркестр и танцоров. Выходит, танцевальную труппу всё же лишают заслуженных процентов к зарплате.

Одним из последствий политики руководства стал кадровый голод. Сам Захарченко жалуется на то, что ККХ очень нужен постановщик. Талантливые постановщики в коллективе были. Их можно найти и сейчас, выбор есть, но только возможные претенденты ищут себе места поспокойнее. В правление Захарченко хор потерял балетмейстера Николая Кубаря, который ставил невероятные номера, и об уходе которого Захарченко упомянул в своём получасовом видеоролике.

Но коллектив покидают не только члены танцевального коллектива. По собственному желанию ушел знаменитый солист Виктор Сорокин, отдавший хору более 15 лет своей жизни. Он с негодованием воспринял решение исторгнуть из ККХ танцевальную составляющую.

«В сфере недавних событий, связанных с увольнением танцевальной труппы ККХ, я не могу оставаться в стороне и спокойно смотреть на этот сюрреализм. <…> Считаю, что новая концепция развития ККХ противоречит традиционной концепции и вредит запросу городского сообщества на культурный продукт под названием «Кубанский казачий хор». Новая концепция и репертуарная политика руководства ККХ несёт разрушительный характер, как для самого коллектива, так и для его поклонников. Многолетняя история хора складывалась из народных казачьих песен и танцев кубанских казаков. Основной целью и задачей ККХ являлось сохранение и продвижение народной кубанской казачьей культуры на российской и мировой аренах. <…> Как можно ликвидировать украшение ККХ? В танцевальных номерах ККХ показан весь национальный колорит кубанской земли, история, боевой дух, традиции и этнография русского казачества», — написал Сорокин в Instagram. В своем посте он просит руководство страны прекратить развал Кубанского казачьего хора.

Кумовство, раскол, оклад в полмиллиона и суд с известным журналистом: всё о скандалах вокруг Кубанского казачьего хора

Широко известна и печальная история с творческим объединением «Криница» — молодёжный ансамбль входил в состав ККХ, но, когда в его репертуаре стала появляться современная музыка, Захарченко это не понравилось, и он начал выживать артистов. В итоге они покинули ККХ.

Также в составе организации в качестве отдельного коллектива существовал известный в Краснодарском крае кубанский казачий квартет «Кумовья», который состоял из бывших артистов ККХ. В случае надобности он привлекался для участия в совместных мероприятиях. Но его расформировали, и всем участникам ансамбля Виктор Захарченко-младший вручил уведомление о расторжении трудовых договоров.

Из-за предвзятого отношения со стороны Захарченко коллектив покинул талантливейший музыкальный руководитель оркестра, профессионал Игорь Прихидько, который за 10 лет проделал титаническую работу с коллективом. А против выдающегося директора ККХ – Анатолия Арефьева, уважаемого и известного человека в отрасли культуры страны, – развернули настоящую травлю, так как до прихода внука Захарченко Анатолий Евгеньевич находился на должности первого заместителя. В настоящее время Арефьев занимается работой по организации гастролей. 

Еще одной болевой точкой жизни коллектива является фонд зарплаты труда. Нельзя сказать, что он не растет, просто происходит это избирательно – в одном месте прибыло, в другом – убыло. В открытом доступе на сайте ККХ опубликован средний уровень заработной платы участников. В документе видно, что за 2020 год размер большей части выплат снизился.

Средний размер оклада артиста на январь 2020 года составлял 64 503 рубля, а на декабрь 2020 года — 60 422 рубля. То есть минус 4 000 рублей. Вместе с тем средняя з/п высшего руководящего состава коллектива на январь 2020 года составляла 454 780 рублей, в декабре она составила 483 825 рублей. Выходит – плюс 30 000 рублей. Средняя з/п заместителей руководителя на январь 2020 года составила 257 890 рублей, в свою очередь на декабрь вышли 196 397 рублей. Итог: минус 60 000 рублей. Специалисты получали среднюю з/п в январе 2020 года 61 525 рублей, в декабре она составила 58 336 рублей. Минус 3 000 рублей.

Кумовство, раскол, оклад в полмиллиона и суд с известным журналистом: всё о скандалах вокруг Кубанского казачьего хора

Говоря о ситуации в ККХ, нельзя обойти вниманием членов семьи Захарченко. Кумовство — главная проблема на госпредприятиях Кубани, и Кубанский казачий хор здесь не исключение. Шесть человек из «клана Захарченко» работают в ККХ, и пятеро из них – на руководящих должностях. Как сообщает «Блокнот Краснодар», дочь маэстро, Виктория Захарченко, занимает пост заместителя гендиректора по художественно-творческой части. Вторая дочь, Наталья Гуликова — заместитель по общим вопросам. Музеем ККХ руководит жена, Вера Александровна Захарченко. А личным водителем работает Андрей Гуликов, зять Захарченко. 

Кумовство, раскол, оклад в полмиллиона и суд с известным журналистом: всё о скандалах вокруг Кубанского казачьего хора

Что касается собственной роли Захарченко в масштабах коллектива и всей страны, лучше всего будет обратиться к его собственному получасовому видеообращению. Там звучат интересные фразы:

 «Я, как власть имеющий, худруководитель и гендиректор, исполняю предназначения свыше!»

А также: «Кубанский хор занимается идеологией во спасение государства российского».

И наконец: «Мы сейчас только выступили в храме Христа Спасителя с программой. Никто, кроме нас, Россию не спасёт!»

Но несмотря на громкие заявления руководителя, претензии к нему накопились в критическом объеме, как изнутри коллектива, так и извне. Опрос «Блокнот», в котором приняли участие почти 450 человек, показал, что более 95% выступают за смену главы ККХ.  

Новый виток скандалов вокруг ККХ произошел в начале ноября. На хор решил подать в суд известный YouTube-канал «Редакция». Об этом 2 ноября каналу RTVI рассказал его автор, журналист Алексей Пивоваров. Это произошло после съемок передачи «Редакции», посвященной казачеству. Вышедшую передачу YouTube заблокировал на основании жалобы ГБНТУК КК «Кубанский казачий хор» на нарушение авторских прав. При этом деньги от «Редакции» ККХ получил. Пивоваров сообщил, что с хором был заключен договор, и его команда заплатила за использование контента.

«Господин Захарченко взял у нас деньги, а потом подал жалобу на нарушение авторских прав. Нарушать договор подобным образом, мы считаем, неприемлемо», — рассказал журналист.

Пивоваров поделился и соображениями об истинных причинах поведения Захарченко и К. По мнению журналиста, главе хора просто не понравилось, каким он представлен в выпуске. Но придраться к этому он не мог, поэтому придрался к правам.

Кумовство, раскол, оклад в полмиллиона и суд с известным журналистом: всё о скандалах вокруг Кубанского казачьего хора

Алексей Пивоваров

Позднее Пивоваров сообщил, что Захарченко-младший связался с журналистами и потребовал заплатить ещё 50 тысяч рублей.

Захарченко-старший отреагировал на обвинения Пивоварова стихотворением, которое он прочитал обратившемуся за комментарием корреспонденту RTVI:

Мне говорили: „Люди — братья.

И ты и верь всегда везде“.

Я вскинул руки для объятья

И оказался на кресте.

Но я теперь об этом „чуде“

Стараюсь всё-таки забыть,

Ведь как ни злы, ни лживы люди,

Мне больше некого любить».

Пивоваров будет через суд добиваться отмены блокировки выпуска.
Также «Редакция» потребует компенсацию в размере одного рубля. «Не больше, так
как не хотим, чтобы из-за нечистоплотности Захарченко-младшего страдал
уважаемый многими музыкальный коллектив», — рассказал Пивоваров.

Свое мнение о ситуации в Кубанском казачьем хоре и личности
Виктора Захаркина также выразил журналист «Блокнота» Владимир Супрунов, лично знакомый
с жизнью и деятельностью ККХ:

«Много раз приходилось бывать на концертах Кубанского
Казачьего хора. Это великолепие, симбиоз танца и песни. Правда в последнее
время стало видно, что в коллективе происходит нечто, что остаётся за кулисами
сцены. Хотя и раньше бывали ремарки, которые объяснить было трудно.

Ну зачем было Виктору Захарченко писать песню «Тихая моя
Родина», если есть отличная песня на стихи Николая Рубцов в авторстве и
исполнении покойного Геннадия Заволокина? Честно сказать Геннадий написал песню
получше заслуженного деятеля искусств Кубани.

Попытки узнать, что происходит заставило подумать, что есть темы, которые не принято обсуждать с проблемной стороны, любое критическое слово, сказанное в адрес «священных коров», будет восприниматься как покушение на что-то святое и «чудотворное». Таким неприкасаемым объектом считается Государственный академический Кубанский казачий хор, вернее, его генеральный директор, художественный руководитель и главный дирижер Виктор Гаврилович Захарченко.

Культ Виктора Гавриловича сегодня достиг фараонских
масштабов. Каких только наград нет у прославленного маэстро Кажется, только
генсеки могли бы составить конкуренцию по «похоронным принадлежностям», как их
называла Фаина Раневская. Более того, в честь Захарченко названы улицы, школы и
даже уже при жизни сотворен памятник. Здесь поневоле голова закружится, и ты
себя представишь в лаврах, венках и нимбах. На недавнем концерте в Черноземье в
начале концерта хора регалии перечисляли настолько долго, что зрители просто
устали. А как не перечислять, если с коллективом ездит дочь Захарченко и
придирчиво следит за тем, чтобы про папу говорили и говорили.

А недавно заместителем Генерального директора был назначен внук Захарченко. Мы много сейчас говорим о Леониде Ильиче Брежневе. Но ни один его отпрыск не был допущен к управлению государством. А что же, Захарченко уже выше Брежнева?

Кумовство, раскол, оклад в полмиллиона и суд с известным журналистом: всё о скандалах вокруг Кубанского казачьего хора

Однако еще несколько веков назад кто-то очень точно
высказался, что «мудрость желает одобрения, тщеславие требует похвал». И с
каждым разом к непридуманным и придуманным юбилеям порции фимиама
увеличиваются, да так, что туман закрывает всякую видимость реальной картины. А
реалии прославленного бренда с каждым годом все печальнее. Об этом три с
половиной года назад в прессе уже говорил публицист и прозаик Петр Ткаченко.
Поводом для его очень, по моему мнению, деликатной и уважительной статьи послужило
выступление коллектива в Москве, на главной сцене страны, в Кремлевском дворце.

Приведу цитаты из опубликованного: в отличие от юбилейных
выступлений в Краснодаре, встречаемых восторженно, в Москву народный хор
приехал, по сути, без народных песен. С одной песней – «Сонцэ нызэнько» в
исполнении талантливой Софьи Бовтун. Да другая песня «Витры буйни» была
исполнена по заявке зрителей. Естественно, зрители стали демонстративно
уходить. Тем более что руководитель хора «по традиции» начал читать им длинные,
нудные и неуместные лекции о большом значении патриотизма… «Удивило почти
полное отсутствие танцевальных номеров. А в тех, что были, исполнители
предстали с плётками, нагайками».

Покинули хор за последнее время многие талантливые
управленцы и артисты. Один из ярких примеров уход известного и любимого всеми
Виктора Сорокина. Хор лишился яркой личности, человека, в исполнении которого
ряд песен звучит мощно и красиво. Замена его не добавила изюминки в концертную
программу.

Кстати, поводом для ряда статей в различных изданиях как раз и послужила ситуация, сложившаяся именно с танцевальной группой хора, которую сегодня хотят вывести из основного коллектива и сделать вроде самостоятельной. Казалось бы, что здесь плохого, будут сами себе зарабатывать на жизнь и не чувствовать себя довеском в общих концертах. Но если говорить о финансировании, то тогда танцоры лишатся солидной прибавки, которую им обеспечивает президентский грант. Вот такая простая арифметика. И все это делается в преддверии 85-летнего юбилея танцевальной группы, которая была создана в 1936 году. Раньше они назывались просто казаки-плясуны. Да и само понятие Кубанский казачий хор тоже было создано тогда же, до этого существовал Войсковой певческий хор. Сейчас в группе почти 38 человек, и, отделив ее, внук Виктора Гавриловича Захарченко – Виктор Витальевич, который является его первым заместителем, желает присвоить ей звание «Кубанский казачий балет».

Кумовство, раскол, оклад в полмиллиона и суд с известным журналистом: всё о скандалах вокруг Кубанского казачьего хора

Вообще, Кубанский казачий хор без виртуозных, зажигательных
и вдохновенных танцев смотрится довольно-таки пресно, поэтому люди, вынужденные
слушать лишь песнопения Виктора Гавриловича, особого энтузиазма не испытывают,
тем более надо признать, что как композитор Захарченко явно не Григорий
Пономаренко, песни которого распеваются во всем мире.

Обидно, что хореографическое отделение стало просто разменной монетой и началось это даже не вчера, а когда из коллектива ушел великолепный балетмейстер Николай Кубарь. Николай Васильевич был не очень удобной фигурой, так как он все время отстаивал интересы своей, так сказать, труппы, требуя для них достойной оплаты, массажистов, удобного режима. Сегодня Кубарь трудится в Краснодарской филармонии, где с него пылинки сдувают и не на словах, а на деле дорожат истинным талантом. Но тот золотой фонд хореографии, оставшийся после Кубаря, планка, заданная мастером, так и остались никем не превзойденными.

Кумовство, раскол, оклад в полмиллиона и суд с известным журналистом: всё о скандалах вокруг Кубанского казачьего хора

Николай Кубарь

Я не знаю, что в результате обещанной реструктуризации
станет с танцевальной группой, как она будет существовать автономно, так как
ей, чтобы давать полноценные концерты, необходимо пополнение, и не без
певческого состава (чтобы танцоры хотя бы успевали сделать передышку и переодеться).
Казачий балет – это, конечно, звучит гордо и пафосно, но все-таки балет –
немного иная структура. Знает ли об этом родственник Виктора Гавриловича? А
пока сам верховнокомандующий занят увековечиванием собственных заслуг, своей
земной или неземной миссией, его клан – а ныне, увы, Кубанский казачий хор –
это что-то вроде семейного предприятия, где работают жена, дочери, зять, как
видим, и внук прославленного маэстро, – сегодня и решает судьбу коллектива с
дивной историей и уже непонятным будущим. Понятно, если бы это был авторский
проект, но пока Кубанский казачий хор существует на деньги налогоплательщиков.

Танцоры группы работают в жестком режиме, когда не всегда
удобные автобусы сменяются гостиницами, с концертных площадок приходится сразу
отправляться в дорогу, – однако все это уходит на задний план ради любимого
дела. Но когда тебя хотят еще просто лишить заработка, то, естественно, любому
терпению приходит конец. Немудрено, что люди уже подыскивают себе другую
работу, вернее, другие коллективы, куда их берут с великой радостью. К
сожалению, уходит профессионализм и мастерство, на их место, здесь я уже говорю
не только о творческой части, приходит дилетантизм и махровая любительщина.
Боюсь, что если так пойдут дела и дальше, то от гордости Кубани и России вскоре
может остаться только одна вывеска.

Разделив коллектив, мы получим два хора? Два коллектива? И
это уже обман зрителей. Люди идут на полноценный хор приходят незнамо к кому и
зачем. Просмотрите другие коллективы, разве там есть такое? Кубанский
танцевальный коллектив это что, «Тодес»? Но там другая концепция.

В социальных сетях известие о реорганизации хора вызвало
шквал недовольства. И слабые попытки ответить на все это ничего, кроме
разочарования, не вызывает. Когда же там поймут, что хор национальное
достояние, а не вотчина семьи. Но тем не менее уволен менеджмент, к управлению
пришли люди без опыта и понимания. Практически сорваны концерты в Кремле.

Пока суд да дело «Новая газета» Кубани опубликовала
комментарий Министерства культуры края:

Комментарий министерства культуры Краснодарского края на информацию о выделении танцевальной группы Кубанского казачьего хора и создании на ее основе самостоятельного коллектива:

«В соответствии с уставом ГБНТУ КК «Кубанский казачий хор» генеральный директор учреждения утверждает структуру и штатное расписание учреждения, принимает локальные нормативные правовые акты, утверждает положения о структурных подразделениях учреждения.

С целью развития коллегиальных, демократических форм в управлении творческой деятельностью в соответствии с приказом генерального директора учреждения В.Г. Захарченко в учреждении создан художественный совет, который определяет концепцию творческой деятельности учреждения и вырабатывает основные направления в её реализации.

Государственный академический Кубанский казачий хор, входя в отрасль культуры Кубани, является одним из ведущих творческих коллективов региона и признанным брендом Краснодарского края.

Кубанский казачий хор – носитель традиционной народной культуры кубанских казаков, включающей в себя всё многообразие народного фольклора и традиций (музыкальных, песенных, танцевальных, бытовых, строевых, походных и других). Более двухсот лет Кубанский казачий хор выполняет благородную миссию художественного просвещения на юге России, является предметом гордости и воплощением культуры кубанского казачества.

Каждый концерт коллектива – это мощное многоголосие народного фольклора, это православная молитва и старинные славянские обряды, это лучшие образцы классического репертуара, гармонично сочетающиеся с народной песней и народным танцем.

Бесценный вклад в дело возрождения, сохранения и развития прославленного казачьего коллектива внес потомственный запорожский казак, казачий полковник, Виктор Гаврилович Захарченко. Благодаря его подвижническому труду Кубанский казачий хор знает весь мир, это визитная карточка России. Грамотная репертуарная политика художественного руководителя коллектива позволяет сохранять и популяризировать нравственные принципы казачьей культуры, основанные на Православной вере, служении Отечеству и пропаганде традиционных семейных ценностей.

Залог успеха прославленного коллектива – сохранение его творческого потенциала, основанного на единстве песенной, танцевальной и музыкальной традиции. Это нашло свое отражение в структуре хора, состоящего из хорового коллектива, оркестра и балетной группы. Гармоничное сочетание в репертуаре хора песенного и танцевального наследия линейных и черноморских казаков позволяет зрителю во всем многообразии ощутить колорит яркой самобытной традиционной народной кубанской культуры.

Именно в гармоничном, целостном триединстве артистов хоровой, танцевальной и оркестровой групп Кубанский казачий хор под руководством творческого лидера народного артиста России, Героя Труда России, дважды

Героя труда Кубани, профессора, композитора Виктора Гавриловича Захарченко многие годы успешно реализует новые творческие проекты, удостаивается грантов в области культуры и искусства, успешно выполняет государственное задание и покоряет сердца зрителей по всему миру!

Министерство культуры Краснодарского края обеспокоено принятым решением о выделении танцевальной группы хора в отдельное структурное подразделение и считает его неконструктивным. Данная мера может нарушить целостность великого творческого коллектива, привести к раздробленности, внести дисбаланс в концертные программы и повлечь снижение интереса зрительской аудитории к творчеству прославленного коллектива».

Хорошо сказано. Но остановит ли это «великих» деятелей культуры, руководящих хором? А может реорганизацию пора сделать в руководстве и не трогать артистов?»

Авторы текста: Яна Черникова, Владимир Супрунов

Похожие записи:

Оставьте свой комментарий!

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.