Сегодня 20 мая 2019 года


Чем грозит Новосибирску рекордное маловодье Оби

Чем грозит Новосибирску рекордное маловодье Оби

Малая вода увеличила пляжи и добавила проблем транспортникам и энергетикам. На Оби мелеют судоходные пути, но навигация пока продолжается. Мощности ГЭС пока не снижают, однако риск дефицита энергии существует. О неприятных перспективах маловодья — в материале «Новосибирских новостей».Чем грозит Новосибирску рекордное маловодье Оби

Малая вода увеличила пляжи и добавила проблем транспортникам и энергетикам. На Оби мелеют судоходные пути, но навигация пока продолжается. Мощности ГЭС пока не снижают, однако риск дефицита энергии существует. О неприятных перспективах маловодья — в материале «Новосибирских новостей».

Старт первого этапа парусного кубка Сибири перенесли на неделю. Регата задерживается из-за низкого уровня воды.

У набережной Оби должен стоять традиционный плавучий фонтан, но не стоит. Причина та же – маловодье.

Речной флот терпит убытки: суда идут недогруженные, чтобы уменьшить осадку. Глубина фарватера 1 м 60 см. Водосброс через плотину ограничен объемом 1200 кубометров в секунду, при норме в 1500. Стоит «прикрутить заслонку» еще немного, и по Оби смогут пройти только прогулочные катера, грузоперевозки встанут.

Пока кризис если не миновал, то отодвинулся: в Верхнеобском бассейновом водном управлении 26 июня решили не сокращать сбросы из водохранилища. Об этих проблемах говорили и в региональном правительстве. Чтобы не надеяться на авось, надо решать проблемы системно.

«Положительное решение представленной задачи может быть достигнуто за счет изучения факторов, влияющих на русловые процессы и состояние береговых сооружений», — говорит руководитель Обского государственного бассейнового управления водных путей и судоходства Сергей Павлушкин.

Проще говоря, нужно не уровень воды повышать, а работать над очисткой и углублением фарватера. Однако землечерпальные работы уже несколько лет практически не ведут. Нужны деньги. Например, на ремонт новосибирского шлюза, признанного «ограниченно работоспособным», требуется 400 миллионов рублей.

Малая вода, как короткое одеяло — весь не укроешься. Если сохранять запасы в водохранилище, обмелеют речные судоходные пути. Увеличить водосброс в Обь, упадет мощность ГЭС, оголится водозабор Бердска. Существует четкий порядок относительно того, кто первый в очереди за водой.

«Есть приоритеты. В первую очередь, это снабжение новосибирцев питьевой водой и промышленной. На втором месте сейчас, в летний период, конечно, навигация. А энергетики у нас по приоритетам вообще на последнем месте», — рассказывает начальник отдела водного хозяйства Верхнеобского управления Владимир Мальцев.

Новосибирская ГЭС сейчас работает вполсилы, а выдать пиковую мощность не может в принципе .

«Действительно, мы не можем работать. Мы работаем в настоящее время с нагрузкой около 200 МВт. Ту часть выработки, которую недодает ГЭС, сейчас тепловые станции берут на себя», — говорит директор Новосибирской ГЭС Виктор Сершун.

Сколько бы воды ни было, она вся пройдет через турбины и даст ток, так что необходимый минимум будет обеспечен. Плотина ГЭС — вообще благо для гидросистемы.

Когда ГЭС еще не было, и не было вообще никакого водосброса, навигация продолжалась всего три весенних паводковых месяца, а по реке ходили только маломерные суда с небольшой осадкой. Плотина продлила навигацию еще на четыре месяца, а размер судов увеличился в разы. И лишь такая экстраординарная ситуация как бы возвращает Обь к состоянию полувековой давности.

Запас прочности гидросистемы велик, но в этом году специалистам остается буквально ждать у моря погоды.

«До НПУ (отметки нормального уровня) осталось полметра заполнить водохранилище. Мы очень надеемся на то, что воды хватит всем, и что ни в коем случае ничьи интересы не войдут в конфликт друг с другом», — отмечает заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта РФ Юрий Костин.

В начале июля к вопросу прекращать ли навигацию вернутся вновь. Водохранилище нужно наполнить во что бы то ни стало, иначе зимой мы все останемся с пустыми кранами. Поэтому в случае дальнейшей засухи грузоперевозками пожертвуют без колебаний.

Алексей Гамзов, Новосибирские новости

Похожие записи:

Оставьте свой комментарий!

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.